Отсечь и отпустить: принципы жизни Бурятии

0 6

Не привязываться к материальному, не цепляться за любимых, гнать дурные мысли, не игнорировать свои потребности, но брать лишь то, что необходимо. Только отсекая лишнее, можно добиться гармонии. Буряты так живут много веков.

lori-0026581370-a3plus.jpg
Сэргэ (столбики коновязи) на месте поклонения богу Бурхану на острове Ольхон

IMG_1607.jpgГЕРОЙ
Татьяна Маладаева

Родилась в 1972 году в селе Курумкан в семье сотрудников местной санэпидстанции. Окончила Бурятский государственный пединститут (ныне университет) им. Доржи Банзарова. Изучала тибетский язык в Колледже высших тибетских наук Сара в Индии. Училась буддийской философии у главы буддистов Монголии ламы Богдо-гэгэна IX. Живет в Улан-Удэ, практикует тибетскую медицину. Татьяна Маладаева рассказала корреспонденту «Вокруг света» о том, как сложились ее представления о мире.

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ
Буряты

Народ, сформировавшийся в районе озера Байкал. Этнографы считают, что у бурятов есть монгольские, тюркские, тунгусские и самодийские корни. Самоназвание народа — буряад, происхождение этнонима до конца не выяснено. Национальный язык — бурятский. Исповедуют буддизм и шаманизм. В настоящее время проживают в России (в основном в Республике Бурятия, Забайкальском крае и Иркутской области), Монголии и Китае (в автономном районе Внутренняя Монголия). Общая численность составляет 550–690 тысяч человек.

Одно из самых ярких воспоминаний детства — как дед кормил птиц во дворе. К дому слетались вороны, сороки, голуби, воробьи, синички, даже дятлы и коршуны. Дед говорил, что кормить птиц — благодеяние, потому что они наши ангелы-хранители. Дед был белым старцем, по-бурятски мы называем таких людей сагаан убэгэн.

***

Шаманы и дарханы были у меня в роду с папиной стороны. Дархан — это кузнец, в Бурятии всегда был культ кузнеца, считалось, что он судьбу кует. А мамины предки — ламы, тоже кузнецы, но ювелирные, работали с благородными металлами.

***

В семье нас было четверо детей: я, две старшие сестры и младший брат. Родители целыми днями работали, а нас отводили к дедушке с бабушкой. Дед проводил исцеляющие обряды. К нему приходили односельчане с разными вопросами, проблемами, и он помогал их решать.

***

Дар помогать людям у него открылся после войны. На фронте снайпер прострелил ему спину, ранение было очень тяжелое. Но дед выжил и полностью поправился. Говорили тогда, что не иначе как его ангелы оберегали. Вернувшись после войны в родной Курумкан, он стал работать трактористом и лечить людей молитвами. Бывало, придет к нему больной, дед его выслушает, помолится, подует — и назавтра человек возвращается здоровый, благодарит. Дед никогда не брал денег за лечение, вообще не придавал значения материальному.

***

Односельчане часто просили деда, чтобы он молился о хорошей погоде. Особенно осенью перед заготовкой сена: чтобы оно не промокло, чтобы вовремя урожай убрать. Он помолится, поговорит с природой, разведет костер, капнет туда масла — и дождь прекращается. В советское время шаманизм не одобряли, но деда никто не трогал. Хотя маминого дедушку в 1937 году расстреляли за то, что он был ламой. Позже реабилитировали.

lori-0007402285-a7.jpg
Алтайский шаман проводит обряд почитания духов огня

***

Дедушка с бабушкой делали подношения огню. Считается, что огонь сжигает все плохое, устраняет препятствия. Поэтому мы, буряты, задабриваем огонь: льем на него топленое масло, кидаем конфетку или печенье, брызгаем молоко. Наш папа был печником: каждая вторая печь в Курумкане сделана его руками.

***

Дед учил нас быть крепкими, закалял. Сам ходил босиком по снегу в 40-градусный мороз! Меня в четыре года уже заставлял мыть полы. Мы часто вставали в пять утра и шли на речку Баргузинку встречать рассвет, загадывать желание у родников, которые считались священными. С тех пор я всегда встаю рано. Дед говорил, что в жизни надо много трудиться.

***

lori-0001376201-a7.jpg

В Бурятии традиционно главой семьи считается мужчина, но мой отец рано умер, и все домашние трудности легли на нас, детей. Мы сами рубили дрова, косили сено, ухаживали за овцами, коровами, свиньями, курами. Позже, во время учебы, постоянно приходилось подрабатывать. Было очень тяжело, но я знала, что человеку, который укрепляет дух с детства, с молодости, потом никакие трудности не страшны.

***

Каждые выходные мы собирались всей семьей, папа затапливал печь, мама пекла хлеба, булочки. А накануне вечером ставила в печь мясо в чугунке, и утром оно было мягкое, как тушенка. Семья, домашний очаг для бурята — это святое.

***

В честь рождения ребенка буряты ставили памятные столбы сэргэ. Традиция пошла со времен кочевничества, когда жилища были временными. Приезжая к столбам своих предков, мы молимся духам — хозяевам местности, загадываем желания. Нужно помнить, кто ты, откуда, кто твои предки. От них передаются знания, мудрость. А невежество в буддийской философии считается одним из трех ядов наряду с гневом и страстью.

***

Одной вспышкой гнева можно перечеркнуть все хорошее, что ты делаешь в жизни. Чтобы не гневаться, мы применяем специальные буддийские практики. Высшая цель — достичь состояния Будды, полной гармонии с собой и миром.

lori-0024845125-a7.jpg
Озеро Байкал, восточный берег у поселка Турка. Памятник природы «Черепаха»

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

2 + 1 =