Кто такие седые странники Австралии
Теперь давайте посмотрим на инфраструктуру. Что нужно тем, кто хочет относительно безопасно двигаться по Австралии? Во-первых — хорошие дороги. Напомню, у них все просто: если ДТП случается там, где нет разметки или есть повреждение дороги, — это вина дорожников почти независимо от обстоятельств. Во-вторых — заправки. Они есть везде, и это часто градообразующие предприятия. Почему — чуть позже. В-третьих, безопасное место, вода, туалеты и электричество — да, обычно у людей все с собой, но все равно приятно становиться там, где все оборудовано для стоянки. Такие парковки есть примерно каждые 50 километров. Даже за пределами brown lands (это необжитые окраины), от Nowhere Lands к Красному центру (где почти нет инфраструктуры) встречаются автономные убежища — солнечная панель, туалет погружного типа, бак для сбора дождевой воды с предупреждением, что надо ее кипятить, спутниковый телефон для вызова рейнджера или летающего доктора (да, вас могут спасти из любой точки Австралии).
В местах, которые интересны странникам, обычно есть больше всяких ништяков: например, они очень любят внешнюю электрическую сеть. Да, у них не очень много денег. Они экономят, и поэтому не останавливаются в гостиницах. Не все богаты, но суммарно они обеспечивают 40% загрузки всех «караванных парковок» Австралии (куда ездит в том числе молодежь на праздники и выходные). Путешественники на машинах тратят только на оплату парковок 8,6 миллиарда долларов за год: 10% приходится на иностранцев, 50% — на «быстрых путешественников» и дальнобойщиков, 40% — на наших героев. А еще 40% богатства в Австралии сосредоточено именно в руках категории «старше 55». На самом деле это их дома, которые сдаются в аренду на время путешествий.
Вообще, им мало что нужно: иногда — прочная одежда, иногда — какой-то девайс типа солнечной батареи. Тратят они мало. Но они все пользуются заправками, все покупают еду в магазине у заправки и все стараются приходить на местные фестивали и прочие события. Потому что им интересно. Их реально много, и, когда они собираются где-то, это большой плюс для экономики города.
Это порождает вторичную волну — люди начинают стараться сделать каждое место в Австралии интересным. Это целая индустрия, почти как в Южной Африке. Но там есть культура «приключений для туристов» — начиная от того, что вам в тире дают футболку «Я был в Южной Африке и стрелял из АК-47 по неграм» (верх неполиткорректности, но мишени там действительно черные) и заканчивая специальным маршрутом по пещерам, в середине которого вы будете спасать манекен, провалившийся в трещину, а в конце выйдете из шкуродера весь в глине. В Австралии же все направлено на местных жителей, и во многом — на странников. Здесь проводится много фестивалей. Заправки становятся градообразующими предприятиями: если там есть что-то помимо магазина продуктов, сотовой вышки и бензина, то странники не поленятся потратить пару дней, чтобы заехать и посмотреть. Поэтому каждый город находит, чем гордиться. Пока мы шли по шоссе Стюарта, попалось вот что:
- Город с почтой и 18 кафе с кухней разных стран мира.
- Заправка с зоопарком.
- Заправка с лучшим мясным рестораном на 500 километров вокруг.
- Заправка, где предлагают совершить вертолетный или речной тур по крокодиловой реке.
- Заправка и большой караван-парк на месте, куда в каком-то году, по поверьям, прилетали пришельцы.
- Целебные источники без крокодилов (без морских, пресноводные есть).
- Заправка с магазином бумерангов, которые делают аборигены.
- Место, где делают «чертовски хороший портвейн».
- Магазин с коллекцией смешных табличек со всей страны (типа местного «Баша»).
- Заправка с книгами, где путешественники оставляют записи на своем языке. Я оставил: «Бегите, глупцы!»
- Город с единственным светофором в центре Австралии, близ которого стоит дерево Стюарта.
Да, уточню. Странники не любят туристические места, они стараются забраться подальше и найти что-то редкое и необычное. Они очень хорошо скоординированы в плане обмена информацией, и байки играют у них такую же роль, как десятилетиями раньше, до развития большого интернета. Чем больше ценного ты говоришь — тем выше твой рейтинг в сообществе.
У них есть огромный дружелюбный сайт thegreynomads.com.au. Там есть все для того, чтобы стать седым странником: инструкции, этикет, новости (вот, например, они узнали, что почта AU регистрируется как авиакомпания — и ждут дронов в машины), текущее состояние дорог, описания кемпингов, продажа экипировки, расписание всяких событий в стране и места, где нужна работа странников. И огромный форум. Там есть большой раздел про хобби, про уход за собаками, описание путешествия, астрономия — все что угодно на любой вкус.
Теперь самое смешное. Работа. Дело в том, что дедушки и бабушки после выхода на пенсию навыки не растрачивают. Инженер-механик уровня «Формулы-1» может, конечно, довольно долго отмокать в геотермальном источнике, но потом ему станет скучно. Бабушка, которая была парикмахером в моднейшем салоне Сиднея, захочет кому-нибудь сделать крутую прическу. Кто ничего не умеет — может участвовать в сборе урожая, присматривать за домами и фермами и так далее. Но нас сейчас интересуют именно люди с огромным жизненным опытом. Например, дедушка с бабушкой проехали всю Австралию, заехали в самые дебри окраины и зашли купить продуктов в магазин около заправки. Их там тепло приняли, они разговорились с местными, и вот уже дедушка стоит в сарае автомеханика и смотрит на трактор, который сломался 10 лет назад. И у него руки чешутся его починить. А бабушка хочет сделать прическу другой бабушке, и у нее тоже чешутся руки. Автомеханик предлагает стажерскую ставку — больше у него бюджета нет. Дедушка делает это не для заработка, поэтому соглашается. Через полгода в радиусе 100 километров не остается плохо работающей техники, а местные жители ходят хвастаться прическами на все фестивали. Наработавшись всласть, дедушка принимает заслуженные аплодисменты и уезжает с бабушкой в закат — еще полгода путешествий, и они снова где-нибудь осядут.
Вот примерно так они повлияли на Австралию. Больше интересных мест, лучше дороги, эпизодическая профессиональная работа, развитие полевой медицины. И примерно такого же движения можно ждать у нас: стоит только чуть поднять средний возраст.