Киномаршрут: главные лица, тренды и фильмы современного корейского кино

0 4

В США вот-вот будут объявлены номинанты на 93-ю премию «Оскар». Увы, от церемонии вручения наград этого года не стоит ждать такой революции, как в 2020-м, когда статуэтку за «Лучший фильм» неожиданно для многих получила корейская лента «Паразиты» режиссера Пона Чжун Хо. Впрочем, в Южной Корее уже много лет снимают настоящие шедевры, так что в ожидании развязки в не столь будоражащей кровь гонке за «Оскарами» «Вокруг света» попросил киножурналиста Дмитрия Барченкова проложить краткий, но познавательный маршрут по полному открытий для зрителя миру южнокорейского кино.

Свой среди чужих: Пон Чжун Хо

После триумфа на «Оскаре» (меняющие свой жанр буквально в воздухе «Паразиты» отхватили целых четыре награды, включая приз за «Лучшую режиссуру» и «Лучший оригинальный сценарий») не обращать внимание что на южнокорейское кино в целом, что на фигуру Пона Чжун Хо в частности стало невозможно. Но фокус в том, что в мировых кинематографических кругах этот режиссер известен давно.

GettyImages-1205477887.jpg
Триумф Пона Чжун Хо на 92-й церемонии вручения премии Американской академии кинематографических искусств и наук

Второй (и, пожалуй, лучший) фильм режиссера «Воспоминания об убийстве» — история двух непохожих друг на друга, но вынужденных вместе искать серийного убийцу полицейских, — не только числится в списке любимых фильмов американской живой легенды Квентина Тарантино, но и без преувеличения повлиял на десятки фильмов схожего жанра: отголоски этой ленты можно найти даже в таких работах, как, например, «Зодиак» Дэвида Финчера.

Позже кореец экспериментировал и с блокбастерной формой (в фильме «Вторжение динозавра»), и с жанром философского детектива (в проехавшей по ряду фестивалей драме «Мать»), а затем и вовсе стал «своим среди чужих» — приобрел статус иностранного постановщика на американских фильмах. Таковыми стали основанная на французском графическом романе постапокалиптическая драма «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон в главных ролях, а также Netflix-фэнтези «Окча», где одну из своих самых необычных (и весьма смешных) ролей исполнил Джейк Джилленхол.

Последние же на сегодняшний день «Паразиты», оставаясь полным корейского колорита фильмом, умело вобрали в себя голливудские традиции: в ролях тут местные звезды (к примеру, Сон Кан Хо из «Воспоминаний об убийстве»), драматургия отсылает к американской классике, откуда в ленту перекочевали и жанровые качели, за которые драму про попытку небогатой семьи вырваться из своего рода порочного круга и полюбили зрители по всему миру.

Чужой среди своих: Пак Чхан Ук

Актер Сон Кан Хо начал свой профессиональный путь в режиссерском дебюте другой звезды корейского кино — у Пака Чхан Ука. Не самая выдающаяся военно-политическая драма «Объединенная зона безопасности» сорвала кассу в местном прокате и позволила на тот момент еще молодому постановщику найти средства на три следующие фильма, которые критики нарекут «трилогией мести»: ленты «Сочувствие господину Месть», «Олдбой» и «Сочувствие госпоже Месть». Конечно, самым известным не только среди этих работ, но, пожалуй, и в фильмографии этого режиссера вообще остается именно центральный «Олдбой». История тоже про месть, сначала человеку, совершившему ошибку, а затем и его притеснителям, державшим героя в заточении пятнадцать лет.

GettyImages-687899698.jpg
Пак Чхан Ук

«Олдбой» по праву входит в списки лучших фильмов всех времен и народов, картина стала настоящим мировым культурным достоянием. К ней отсылают как молодые, так и опытные режиссеры. А в США даже успели снять ремейк — он получился не самым удачным, зато стал своего рода экспериментом одного из столпов американского независимого кино Спайка Ли.

Позже Пак Чхан Ук ударится в игру и с вампирским кино (очень самобытной, многими непонятой останется его драма ужасов «Жажда»), и с мировым наследием («Служанка» была не только адаптацией романа британки Сары Уотерс, но еще и жонглировала традицией, заложенной такими режиссерами, как Акира Куросава и Андрей Тарковский; при этом фильм весьма необычно работает с образом рассказчика и понятием «временная линия»). Наконец, режиссер остановится на роли эдакого «чужого среди своих»: продолжая быть самобытным азиатским постановщиком, он перестанет быть в полном смысле слова «местным» и начнет, как и Пон Чжун Хо, снимать за рубежом — так, в США поздний Пак Чхан Ук известен своей холодной драмой «Порочные игры» с Николь Кидман в главной роли и политическим триллер-сериалом «Маленькая барабанщица», где блеснула замечательная молодая артистка Флоренс Пью («Маленькие женщины», «Солнцестояние», «Черная вдова»).

Фестивальные легенды

Зрителю, не близкому фестивальному движению, далекий от мейнстрима режиссер и писатель Ли Чхан Дон всё равно должен быть известен. Нерасторопный, даже, наверное, тихий автор венецианской и каннской драм «Оазис» и «Поэзия» соответственно прогремел недавним философским триллером «Пылающий» — адаптацией рассказа Харуки Мураками «Сжечь сарай», в которой типичное для Мураками дзен-осмысление жизни граничит с динамичным, даже в какой-то мере детективным сюжетом.

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

пятнадцать − один =